Преемственность дошкольного и начального образования

Памятка для родителей: готовность ребенка к школе!

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: 
- интеллектуальную готовность; 
- мотивационную готовность; 
- волевую готовность; 
- коммуникативную готовность. 

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать: 
• свой адрес и название города, в котором он живет; 
• название страны и ее столицы; 
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; 
• времена года, их последовательность и основные признаки; 
• названия месяцев, дней недели; 
• основные виды деревьев и цветов. 
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. 

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. 
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу. 
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. 
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. 
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. 
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. 
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. 
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. 
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе. 

свернуть

Несколько слов о готовности к школе

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между учреждением дошкольного образования и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

Школа и дошкольное образовательное учреждение являются важнейшими звеньями в общей системе образования, в которых осуществляется физическое и психологическое развитие детей. Отсутствие должной подготовки дошкольника к поступлению в первый класс может повлечь за собой ряд негативных последствий, поэтому сегодня нередко поступление в школу становится настоящей «психотравмой» как для ребенка, так и для родителей. Недостаточная подготовка к школе затрудняет адаптацию первоклассника и осложняет организацию учебного процесса. 

Именно поэтому так важна преемственность дошкольного и начального школьного образования. Это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, включающий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом в дошкольном учреждении формируются базовые способности ребенка, а начальная школа способствует его дальнейшему личностному развитию, опираясь на опыт дошкольного учреждения. Обеспечение такой преемственности является необходимым условием успешной адаптации детей к новому виду учебной деятельности и важнейшей задачей педагогов.

К концу дошкольного возраста у детей должна быть сформирована физиологическая, социальная и психологическая готовность к школе.

Физиологическая готовность к обучению в школе выражается в общем состоянии ребёнка и отдельных функциональных систем организма. В основе физиологической готовности лежит способность ребёнка переносить нагрузки, связанные с систематической учёбой.

Социальная готовность к обучению в школе – готовность ребёнка к новым формам общения с окружающими. При сравнении себя с другими у ребёнка появляется самооценка. Сюда также относится понимание своей внешней и внутренней   позиции.

Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем психического развития ребёнка и уровнем развития  качеств, необходимых  для учения.  

Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребёнка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщённые, систематизированные знания об окружающей действительности, умения осознанно использовать их для решения разнообразных  практических  задач.  

Учителям необходимо знакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, поскольку психологические отличия между детьми 5 и 6 лет не так велики. Если педагоги обоих важнейших образовательных систем подойдут к вопросу преемственности серьезно и глубоко, адаптация детей к школе будет проходить намного успешнее.

свернуть

Экскурсия для дошкольников в школу

23 апреля 2024 года воспитанники старших групп ГУО "Детский сад № 86 г. Гродно" посетили ГУО "Средняя школа № 26 имени А.Н.Сивачёва г. Гродно".

Экскурсия была организована в рамках реализации взаимодействия учреждения дошкольного образования и средней школы.

23 апреля наши будущие первоклассники (воспитанники старших групп) осуществили свою мечту. Перед ними открылся новый мир удивительной школьной жизни с ее длинными большими коридорами, светлыми уютными классами, приветливыми педагогами!

Тёплый приём организовали для наших воспитанников сотрудники ГУО "Средняя школа № 26 имени А.Н.Сивачева г. Гродно".

В школьной библиотеке детям рассказали о правилах, которые существуют при посещении библиотеки. Интересно было детям послушать и о правилах обращения с книгами.

Нашим воспитанникам представилась возможность посидеть за партами, побывать у доски, ответить на вопросы учителя.

Экскурсия в школу детям очень понравилась. Полные новых впечатлений и положительных эмоций все благополучно вернулись в детский сад!

Выражаем огромную благодарность коллективу средней школы №26 за гостеприимство, а также полезную и увлекательную экскурсию.

свернуть
поделиться в:
Меню раздела